Кайтагская вышивка Дагестана экспонируется в Санкт-Петербурге

«Авангард? Дагестанская традиция! Кайтагская вышивка из собрания РЭМ», - так назвали выставку, которая открылась в Российском этнографическом музее (РЭМ) Северной столицы. В церемонии приняли участие сотрудники музея, постпредства республики, общественного объединения дагестанских художников «Открытая ладонь», представители других общественных организаций, культурных учреждений города и средств массовой информации.

С приветственным словом от имени руководства учреждения к собравшимся обратилась заместитель директора РЭМ по научно-экспозиционной деятельности и подготовке кадров Елена Герасименко.

«Впервые наш музей экспонирует кайтагские вышивки XVIII – начала XX века Дагестана,  именно как часть целостной коллекции, насчитывающая более 70 предметов и являющейся самой крупной в России. Она, прежде всего,  связана с именем дагестанца Саида Магомедова, который предоставил музею 53 уникальные кайтагские вышивки   1913 - 1915 годов. И после этого, вплоть до 1939 года, краевед Магомедов продолжал сотрудничать с нами, предоставляя музею интересные произведения искусства из республики. Гордостью собрания РЭМ является альбом рисунков Саида Магомедова и эскизы кубачинских ювелирных изделий. И в последующие годы, благодаря дагестанским деятелям культуры П. Гамадову и другим, музейная коллекция кайтагских вышивок постепенно пополнялась», - отметила Елена Евгеньевна.

О том, что собой представляет выставка, и какая работа велась по ее подготовке к экспонированию, подробно поведали заведующая отделом этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея Лариса Попова и ее коллега, научный сотрудник Евгения Гуляева. По их словам, каждое полотно кайтагской вышивки является шедевром прикладного искусства, ярким символом этничности Дагестана и Кавказа в целом.  Древняя и сложная техника их исполнения - «гладь вприкреп», делает эти экспонаты уникальными. А причудливый узор, орнамент - создает выразительную композицию.

Характер вышивок, зафиксированных на территории расселения разных групп даргинцев – одного из самых многочисленных народов Дагестана, определяют оригинальные композиции, созданные на основе геометрических фигур, сложных цветовых решений, динамичных линий рисунка и особого способа сочетания фона и орнамента. Синтез этих художественных приемов делает каждую вышивку неповторимым шедевром прикладного искусства, отметила Евгения Гуляева.

Самобытное народное искусство в Дагестане естественно привлекло профессиональное внимание ученых со всего мира. И первое научное описание этой вышивки, по мнению Гуляевой, дал русский этнограф Евгений Шиллинг в середине XX века. Он описал их как подушки, которые выставлялись в парадном интерьере, где принимали гостей, чтобы сразу был виден орнамент этой части. Уже позже, в 90-е годы, Роберт Чонсенер и Хабиб Исмаилов установили, что их использовали и в ритуалах.

 «Кайтагская вышивка, по сути,  явилась сенсационным открытием и для Западной Европы. Так,  искусствоведы и кураторы галерей сопоставили ее с творчеством Анри Матисса, Пауля Клее, Жоана Миро и других мастеров. Ученые сказали, что детали рисунка имеют особое значение и скорее всего являются магическими знаками и символами. Их глубокий смысл теряется в глубине веков и до сих пор остается загадкой», - сообщила Евгения Гуляева.

В связи с давностью лет,  многие детали в полотнах произведений, которые хранились в РЭМ, были утрачены. Поэтому выставке предшествовала большая реставрационная работа. «Для их «оживления»  наши сотрудники тщательно разбирались в материалах, подыскивая частично утраченным аутентичные, используя  самые бережные технологии. В процессе реставрации не заменяли ни один собственный подлинник экспоната», - подчеркнула Лариса Попова.

В заключение своих выступлений, они выразили искреннюю благодарность реставраторам, хранителям, художникам, монтажникам и другим специалистам музея, которые приложили огромные усилия, чтобы выставка состоялась. Среди них: Валентина Желтова, Галина Скобелева, Елена Фролова-Багреева, Екатерина Логинова, Елена Толстая, Дмитрий Маевский, Людмила Сластникова, Анастасия Газданова, Ольга Игнатовай, Владимир Дмитриев, Лариса Попова, Татьяна Емельяненко и другие.

Далее, заместитель директора РЭМ Елена Герасименко сообщила, что руководство музея на открытие выставки пригласило делегацию из Кайтагского района Дагестана, однако из-за эпидемиологической обстановки она не смогла приехать. Но в  адрес музея из Дагестана  прислали доброе письмо, подписанное главой муниципального образования «Кайтагский район», доктором политических наук Алимом Темирбулатовым и директором МБУ «ЦТКНР «Кайтаги», заслуженным работником культуры РД, народным мастером Дагестана по кайтагской вышивке, автором и руководителем одноименного проекта Зубайдат Гасановой. «В  нем они коротко рассказали о делах возрожденного в Кайтаге предприятия, об успехах мастериц рукоделия и в конце от имени кайтагцев сердечно поблагодарили руководство Российского этнографического музея, всех участников мероприятия за организацию выставки «Кайтагские вышивки», за популяризацию уникального наследия предков, а также за интерес к культуре, искусству народов Дагестана», - отметила Елена Евгеньевна,  зачитав письмо.   

 

Открывая выставку, Представитель РД в Санкт-Петербурге Гасан Гасанов сказал, что Постпредство давно и плодотворно сотрудничает с Российским этнографическим музеем, проведено много разных мероприятий с участием дагестанцев. Он поблагодарил руководство РЭМ за   поддержку всех добрых начинаний постпредства республики, организаторов выставки, выразил наилучшие пожелания коллективу музея и намерение о том, что сотрудничество будет продолжено.

Говоря о выставке, Гасан Алиевич отметил, что об уникальной кайтагской вышивке осведомлены в мире многие. «Чем еще больше людей и дальше будут знать о ней, тем они станут духовно богаче, а интерес и уважение к нашей республике возрастет», - подчеркнул постпред.

Гасан Гасанов сообщил, что не понаслышке знает о  кайтагской вышивке и о народных мастерах, потому что он сам родом из этих мест - с изумительной природой, вековыми традициями, с легендарной историей, памятниками и замечательными людьми. «Отрадно, что в современном Дагестане занимаются не только сохранением культурного наследия, полученного от предков, но и возрождением несправедливо забытого ремесла», - заявил постпред республики и в качестве подтверждения сказанного, привел  примеры.

Так, с целью возрождения Кайтагской вышивки, 6 лет назад в Маджалисе был открыт Центр традиционной культуры народов России «Кайтаги», директором которого является Зубайдат Гасанова - народный мастер Дагестана именно этому профилю, заслуженный работник культуры РД. Здесь созданы все условия для творческой и образовательной работы с детьми. Кроме того, во многих сельских школах и культурных учреждениях района действуют кружки, где обучают этому ремеслу не только молодежь, но и всех желающих. В Центре  уже получили образование более 650 учеников. Свыше 120 вышитых панно по кайтагской вышивке ежегодно район представляет на выставки и фестивали разного уровня.

Заметим, что этот яркий, живой, развивающийся художественный и этнокультурный феномен сегодня перешагнул границы Дагестана и России, стал распространяться по всему миру. Так, с выставками кайтагские мастерицы  приняли участие на фестивалях, которые состоялись во многих городах не только России, но и во Франции, Италии, Греции, Турции, США и других странах. Наиболее яркие экземпляры произведений искусства кайтагских мастеров находятся в музеях многих городов мира и в частных коллекциях.

 «Все это, несомненно, у нас вызывает чувство гордости за свой народ, за Дагестан и Россию», - отметил Гасан Алиевич. Он также коротко поведал о  деятельности постпредства.

Так, за прошедшие годы Представительством республики немало сделано для развития сотрудничества между Дагестаном и Санкт-Петербургом в различных областях - в экономике, культуре, образовании, здравоохранении, спорте. Восемь муниципальных районов города имеют побратимские отношения с нашей республикой. Среди них весьма активно развивается взаимовыгодное сотрудничество между районами - Кайтагский Дагестана и Калининский Санкт-Петербурга. Делегации муниципалитетов-побратимов не раз побывали друг у друга, также с выставками и культурными программами.

 «Мы намерены и далее продолжать это важное дело, оказывать всемерную поддержку землякам, родному краю, привлечь инвесторов для развития Дагестана, в том числе и в плане туризма, вернуть былую славу туристический мекки», - резюмировал постпред Гасан Гасанов и вместе с заместителем директора РЭМ Еленой Герасименко пригласили участников мероприятия посмотреть уникальную выставку «Кайтагские вышивки» .

 Выставка будет экспонироваться до 30 мая текущего года.

 

 

 



На главную
Клятва - Гимн моему Дагестану
Расул Гамзатов

Горные реки к морю спешат.
Птицы к вершинам путь свой вершат
Ты мой очаг, моя колыбель,
Клятва моя Дагестан.
Припев:
Тебе присягаю на верность свою,
Дышу я тобою, о тебе я пою.
Созвездье народов нашло здесь семью,
Мой малый народ, мой великий народ.

Подвиг горцев, богатство и честь,
Здесь это было, здесь это есть.
Ты для меня как священный Коран
Клятва моя Дагестан.
Припев:
Тебе присягаю на верность свою,
Дышу я тобою, о тебе я пою.
Созвездье народов нашло здесь семью,
Мой малый народ, мой великий народ

Межнациональные отношения